K-Line адаптер: вся информация в одной статье - от схемы до прошивки по К-Линии

Адаптеры K-LINE

K-LINE адаптеры и шина

K-Line — одноканальная, но двунаправленная шина, которая применяется в оборудовании для автодиагностики, для связи с электронными блоками управления (ЭБУ). Используется в системах с инжекторным впрыском топлива двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Работа K-Line обеспечена протоколами ISO 9141-2 и ISO 14230, которые входят в известный стандарт OBD II. До появления шины CAN, как раз K-линия соединяла электронные узлы автомобиля в единую цепь.

Стандарты ISO 9141 и ISO 14230 схожи по аппаратной реализации линий передачи данных (14230 является развитием 9141). Различаются они требованиями к электрическим параметрам линии, а также протоколами верхних уровней.

Скорость обмена данными небольшая – до 10 КБ за секунду. В протоколе ISO 9141-2 пакеты передаются по 7 пину (K-линия) сервисной колодки. L-Line используется только для соединения ЭБУ со сканером.

Используя простой K-Line адаптер, можно настроить множество узлов в автомобилях группы VAG. Для этого необходимо знать основные каналы адаптации.

В этом материале максимально подробно рассказано о шине K-Line, а так же об адаптерах для соединения с ЭБУ автомобиля по этой линии.

1. Виды K-LINE адаптеров и их применение

В настоящее время K-Line адаптеры в основном распространяются с USB разъемом, а не COM. Это связано с тем, что диагностику обычно проводят ноутбуком, а в которых нет COM-портов . Однако суть работы адаптера не меняется. Внутри адаптера устанавливают микросхему-преобразователь из интерфейса USB в интерфейс COM или в Bluetooth. Под каждый тип таких микросхем необходим драйвер, чтобы в системе появился так называемый виртуальный COM-порт, через который адаптер будет сопрягаться с диагностическим ПО на компьютере.

USB K-Line – это простой блок, коммутирующийся через обычный ноутбук. При помощи сервисного ПО владельцу доступны базовые настройки, включая чтение кодов ошибок.

Bluetooth K-Line – отсутствие проводов, но сложно найти. Относительно новые девайсы, позволяющие быстро проводить сервис по беспроводной сети, встречаются только Китайских образцы. Далее разберем некоторые модели адаптеров, рекомендуемых для использования в которых нет Bluetooth версии.

2. Схема и принцип работы К-Лайн шины и адаптеров

Стандартная схема адаптера включает три главных элемента:

  • входной каскад – для приема и согласования уровней;
  • контроллер – обработка потока данных;
  • цепь питания (питание осуществляется штатной линией USB канала ноутбука или ПК).

Существует несметное количество вариантов схем адаптеров, от самых простых, на двух транзисторах, до полнофункциональных адаптеров на специализированных микросхемах. Естественно, желательно использовать хороший адаптер на специализированных микросхемах.

Для согласования сигналов используются, специализированные микросхемы.

  • Микросхема МС33199 служит для согласования с К‑линией и «разделения» и «смешивания» сигналов.
  • МАХ232 – специализированная микросхема для согласования различных устройств с RS232 (стандарт СОМ-порта). МАХ232 содержит в себе интегральные преобразователи напряжения, позволяющие получить нужные для работы порта +/-12V и приводит поступающие сигналы к необходимому уровню.
  • Более «продвинутые» специализированные микросхемы – DS275 выполняет те же функции, что и МАХ232, но имеет автоматическую настройку выходных сигналов по уровню входных и, что немаловажно, не требует громоздкой конденсаторной «обвязки».

Примечание:

В качестве драйвера можно использовать специализированные микросхемы PL2303, MAX232, ICL232CPE и аналоги. Согласование с диагностической магистралью осуществляется логикой 74ALS04, 74LS04 или отечественными аналогами К555ЛН1, К1533ЛН1.

3. Возможности и совместимость K-Line адаптера

Возможности зависят от модели машины, марки электронного блока управления. При выборе стоит учитывать набор функции диагностического ПО. От него зависит набор регулируемых параметров.

Сервис по K-Line протоколу позволяет:

  • чтение, расшифровка и удаление из памяти ЭБУ кодов ошибок;
  • анализ работы ДВС, других узлов в разных режимах;
  • настройка конфигураций бортового компьютера;
  • кодировка блоков управления разных систем;
  • адаптация электронных узлов;
  • загрузка прошивок на ЭБУ;
  • корректировка переменных (содержание CO, управление УОЗ и т.д.).

Диагностика автомобиля через данный протокол позволяет производить глубокие корректировки параметров ЭБУ.

Совместимость автомобилей с K-Line и подходящие программы

Марка

Программы

Возможности

ВАЗ: 2108-09, 2111-2121, Приора, Калина

Мотор-тестер, My Tester VAZ, My Tester GAZ, Diagnostic tools, Auto VAZ, kwp_d, icd.

Диагностика, прошивка ЭБУ

ГАЗ, УАЗ

Audi 80, 100, 200, A2, A3, A4 B6 (до 2004 года)

ВАСЯ Диагност 1.1 (VCDS Lite), VAG-COM 3.11, VAG Tool.

Анализ состояния электроники

Chevrolet Aveo, Lacetti и другие

ChevroletExplorer, GM Tech2

Сервис отдельных узлов при использовании ПО ChevroletExplorer

Opel, Saab, Suzuki, Isuzu, GM, Hummer, Cadillac, Buick, Oldsmobile, Pontiac, BMW, Saturn

GM Tech2

Сервис отдельных узлов при использовании П

Daewoo Matiz, Nexia, ЗАЗ

Sens Diag, Daewoo AKM (T-Monitor), Daewoo Scan, kwp_d и др.

Регулировка, корректировка настроек двигателя и систем. ПО: Sens Diag, AKM (T-Monitor), Daewoo Scan. Без прошивки.

Volkswagen, Skoda, Seat

ВАСЯ Диагност 1.1 (VCDS Lite), VAG-COM 3.11, VAG Tool.

Сервис, на некоторых моделях допускается обновление прошивки

Nissan, Toyota, Honda (ранние системы)

Тестер ECU-III, TECU-4

Диагностика

Renault

Renault CAN Clip, DDT4ALL, DDT4ALL 2017

Сервис, на некоторых моделях допускается обновление прошивки
  • Касательно протоколов, K-Line адаптер позволяет провести диагностику автомобиля в случае присутствия на разъеме стандарта J1962 вывода K-Line (7 линия). Из стандарта OBD-II в данном случае возможна работа по протоколам ISO-9141 (ISO-9141-2) и его потомка - протокола ISO-14230 еще известного как KWP2000.
  • На некоторых машинах предусмотрена работа систем с протоколом ALDL. Для соединения потребуется переходник на GM12 разъем.
  • Большинство блоков управления отечественных машин допускают манипуляции с внутренним ПО. Для реализации необходимо подготовить схему-коммуникатор.
  • При диагностике иномарок 90‑x годов часто возникает необходимость в дополнительной линиии L (K‑L-Line адаптер), более поздние модели, как правило используют только K‑Line. Схемы адаптеров K‑L-Line немного другие, о них поговорим в отдельной статье.

По диагностике некоторых марок автомобиля из данного списка имеются отдельные публикации в разделе "Диагностика по маркам автомобилей".

Дополнение:

L-Line (15) требовалась в самых первых реализациях, при которых по ней осуществляется инициализация диагностического разъёма. Кроме этого, K-Line (7 линия) и L-Line (15 линия) может использоваться для "старых заводских" протоколов. Яркий пример - автомобили VAG с протоколом KW1281 или Mitsubishi с  MUT. Стоит отметить, что K-Line адаптер можно собрать самому.

4. Прошивка ЭБУ через К-линию

Адаптер, в качестве инструмента для прошивки применяется на отечественных автомобилях в следующих блоках:

Январь -5.х, Январь 7.2, VS-5.1, Bosch MP-70, Bosch 7.9.7, Микас -7.1, 7.6.

Подходит для ВАЗ семейства, а также для автомобилей группы VAG. Перед обновлением программного обеспечения ЭБУ необходимо ознакомиться с распиновкой конкретного модуля. Некоторые модели допускают заливку прошивки только через специальный контакт «разрешение программирования».

Пример подключения адаптера при прошивке ВАЗ, ЭБУ:

Схемы соединений для каждого ЭБУ индивидуальны. Чтение, обмен информацией осуществляется программами: Winflashecu, Chiploader, EcuProg 1.8.2 или 1.8.

Процесс прошивки через интерфейс К-линии ничем не отличается от других. После подключения выбирается порт, образ ПО. Дальнейшие действия программа-загрузчик выполнит в автоматическом режиме.

5. Популярные модели адаптеров

Модели имеют свой функционал и заточены под работу с конкретными блоками управления. Рассмотрим следующие варианты:

1
Адаптер BM9213 фирмы "Мастеркит" (www.masterkit.ru). Также работает со всеми марками автомобилей, имеющих на разъеме стандарта J1962 вывод K-Line (7) и/или L-Line (15). Из плюсов этого адаптеров - работает при отрицательных температурах (используется FT232R). Из минусов - довольно высокая цена (около 2000 руб) и отсутствие диагностического разъема.
2
Orion K-line USB OBD2 Российского производства. Применяется как адаптер к компьютеру, преобразующий сигнал K, L линий в понятный для ПК поток данных. Выполняет базовые операции: чтение, удаление кодов ошибок, адаптация электронных узлов. Альтернативное название Вымпел 300.

Дополнение:

Как и остальные, он совместим со всеми марками автомобилей, имеющих на разъеме стандарта J1962 вывод 7 и/или L-Line, вывод 15. Из плюсов этого адаптеров - есть диагностический разъем. Из минусов - не работает уже при +5-0 градусов. Используется чип FT232BM, и он хоть и дешевле Мастеркита, но все равно цена высокая (около 1500 рублей).

3
Кабель VAG-COM 409 - Китайский адаптер по названию предназначающийся для диагностики автомобилей концерна VAG. Но из сказанного выше, это не мешает данному адаптеру работать и с другими марками автомобилей, имеющих на разъеме стандарта J1962 вывод K-Line (7) и/или L-Line (15).

Дополнение:

Из плюсов этого адаптеров - бюджетная цена (около 650 рублей на чипе CH340 и около 950 рублей на проверенном FTDI). Адаптер идет в комплекте с диагностическим разъемом. Не стоит путать с кабелем VAG K + CAN, у которого кроме K линии идёт поддержка CAN.

4
ШТАТ адаптер (Shtat). Предназначен для диагностики автомобилей ВАЗ. Используется для прошивки ЭБУ и БК произвести полную диагностику систем управления. В комплекте есть коннектор для OBD2.

6. Описание и особенности K-Line USB VAG

K-Line USB VAG COM KKL 409 поддерживает сервис по протоколам OBD, ISO 9141(1)(2), KWP 2000. Коммутируется с большинством диагностического ПО, представленного на рынке.

  • VAG K+CAN Commander;
  • OBD Tool;
  • MotorTester;
  • VAG Tool;
  • Daewoo Monitor;
  • Fiat ECU-Scan и другие.

Возможности:

  • считывание, расшифровка, удаление ECU кодов ошибок;
  • запуск тестового режима для отдельных узлов;
  • мониторинг параметров работы ДВС;
  • адаптация датчиков, электронно-управляемых узлов;
  • сбор и хранение информации о режимах работы двигателя;
  • управление показателями;
  • перепрошивка некоторых типов ЭБУ.

Примечание:

Аббревиатура KKL означает обмен пакетами информации по сервисной линии машины. Данные отправляются по K линии. Существует возможность подключения старых блоков управления с L магистралью. Поддерживаемые протоколы: ISO 9141, ISO 9141, KWP2000, ISO 14230. 

K-Lile USB VAG на чипе FTDI

Микросхемы FT232RL, отличный конвертер USB-COM/ Их преимущества:

  • высокая скорость работы контроллера, обмена пакетами по линии;
  • стабильность передачи данных при большом потоке;
  • поддержание большинства диагностических ПО.

FTDI чип не нуждается в дополнительной установке драйвера для работы контроллера. Достаточно подключить и выполнить сопряжение со стандартным программным обеспечением.

В отличие от микросхем WCH CH340, Prolific PL2303, ядро FTDI стабильно работает на больших скоростях порта. Хорошо подходит для обновление прошивки ECU.

7. Диагностика автомобиля через К-линию

Сервис К-прибором электронных блоков управления ничем не отличается от других адаптеров. Достаточно подключить модуль к сервисному гнезду, выставить параметры соединения и считать информацию ECU.

Подключение к OBD2, GM12  и другим типам разъемов

Оборудование типа VAG COM KKL 409 требует наличия специальных переходных колодок. Для машин с разъемом GM12 понадобится переходник папа-мама с 16 пин на OBD1 с соответствующим количеством контактов.

Владельцам автомобилей до 2000 года необходим переходной модуль OBD2 с 16-пинами и классической «мама» колодкой, на разъем VAG 2х2. Это касается машин концерна VAG.

Подключение к ноутбуку

Для соединения оборудования с ноутбуком, ПК по средства USB порта необходимо:

  1. Подключить адаптер к компьютеру.
  2. Появится окно с уведомлением о новом оборудовании.
  3. Установить драйвер (см. таблицу ниже) для 32 или 64 битной систем. Указать диск, флэш или папку, где находится файл с расширением .inf.
  4. Убедиться в идентификации устройства разделе диспетчера задач «COM порты».

Проверить правильность установки драйвера можно по корректному отображению названия оборудования в системе.

Программы и драйвера

Модель микросхемы

Вариант драйвера

Стандартные программы

FTDI

VCDS, для линейки преобразователей FTDI

  • VAG COM;
  • Вася диагност;
  • Профильные программы: TECU-III, Nissan K-LINE, Consult-I и другие, в зависимости от марки авто (смотрите предыдущую таблицу).

CH341-340

Nanjing QinHeng Drivers для советующей модели чипа

PL2303, PL2303H фирмы Prolific Technology

Рекомендуется скачивать только с официального сайта. В противном случае возможны проблемы с запуском драйвера.

CP2101 - CP2105 фирмы Silicon Labs

Патченные драйвера для поддержки нестандартных скоростей обмена

Для стабильной работы преобразователей рекомендуется устанавливать драйвера от производителя.

Процесс диагностики через компьютер и смартфон

Адаптер может управлять типом соединения в автоматическом или программном режиме. Со стороны автомобиля происходит ретрансляция информация и преобразование в доступный для ЭБУ язык.

Процесс условно происходит следующим образом:

  1. Перед тем, как подключить устройство к компьютеру, необходимо установить его в сервисный разъем машины.
  2. Убедится в подаче напряжения из колодки на прибор.
  3. Соединится с адаптером. Выбрать нужный порт и скорость подключения.
  4. При удачном установлении связи диагностическое ПО выдаст уведомление.

После подключения владелец может считать, расшифровать ошибки, а также проанализировать работу систем машины, сделать прошивку ЭБУ.

Фото-отчёт примера диагностики №1

А/м: Лада 2110 (разъем GM12)

Контроллер: Январь 5.1

Год выпуска: 2003

Оборудование: ШТАТ110-Х6М

Програмное обеспечение: OpenDiag

Cама диагностика длилась 4 минуты, проверен ЭБУ на ошибки, а так же считаны параметры работы двигателя.

Фото-отчёт примера диагностики №2

А/м: Лада 2109 (разъем GM12)

Контроллер: ЭБУ Bosch M 1.5.4

Год выпуска: 1995

Оборудование: VAG KKL 409.1

Програмное обеспечение: OpenDiag

Определение завышенного напряжения на ДМРВ. После замены датчика, параметры стали лучше, и вписались в допуски.

8. Способ изготовления К-адаптера своими руками

Пример самодельного оборудования изображен на схеме:

Для конвертации данных на порту применен контроллер MAX232. Согласование уровней сигналов на разъеме выполняет микросхема 74ALS04. Возможно использование отечественной К1533ЛН1.

Настройка собранной схемы выполняется по следующему алгоритму:

  1. Подключить 12В (без коммуникации с компьютером).
  2. Проверить потенциал +5В на 16 выводе главной микросхеме и на 14 пине логики.
  3. На входной каскад подать 10В (соединить пины 6,13 на MAX232).

Необходимо проверить:

  • наличие логической единицы на выводе 12 микросхемы МАХ;
  • присутствие логической единицы на входе 5 ЛН1, ноль на 6 пине;
  • логическую единицу на входном контакте 1 ЛН1 и выходе 4, 0 – выход 2, 0 – вход 3.

Примечание

При правильной сборке, на 14 пине чипа МАХ будет присутствовать низкий сигнал -5В. После проверки устройство можно подключать к ПК, настроить соединение и связать с машиной.

9. Отличия ELM327 от К-Лайн

1
ELM 327 относятся к мультипротокольным адаптера и в большей степени подходят для работы с CAN шиной. В отличие от К-Лайн, вычислительные операции производятся внутри логики, до преобразования в команды высшего уровня. Это означает, что данный считыватель не предназначен для глубокого анализа систем машины.
2
ELM327 в профессиональных кругах называется «градусником». Он позволяет выявить дефект, но не всегда может его устранить. Ввиду слабой вычислительной мощности контроллера, устройство не обеспечивает полноценного обмена пакетами данных.
3
В сети можно найти схему переработки стандартного ELM327 в K-Line. Переделка заключается в несложных манипуляциях с электронной схемой, в результате чего получаем контроллер K+CAN.

10. Минусы и плюсы K-Line

Минусы

Плюсы

Невозможность обеспечить высокую скорость соединения (требует модернизированных прошивок)

Недорогое решение

Существуют случаи «зависания» оборудования без очевидных причин

Для диагностики не нужно специального оборудования

Наличие китайских некачественных подделок

Доступность большого количества базовых настроек

Для глубокого сервиса блоков управления, изменения заводских регулировок, базовый K-Line слабо подходит

Согласованность с разным ПО

В дорогих вариантах предусмотрена полная гибкость в настройке ЭБУ

Вариант совместим с автомобилями разных годов

11. Отзывы и реальные примеры использования

Микросхемы J2534 — это стандарт K-Line. Она стабильна, обеспечивает большую пропускную способность. Это наиболее оптимальный вариант в плане эффективности. Старшие чипы не рекомендую, есть вероятность подвисаний.

Достаточно простой и удобный комплект. K-Line VAG можно легко использовать в дома. Лично применяю на Chevrolet Aveo, нареканий нет.

Использую VAG адаптер лично. Это универсальное устройство пока не имеет аналогов в своем ценовом сегменте. Большое количество поддерживаемых программ. Старые машины трудно поддавались сервису, но VAG упрощает задачу в разы.

Прошивка электронного блока ВАЗ Микас заняла полчаса со всеми манипуляциями. Единственное требование – правильно подключить адаптер, выбрать образ ПО и согласовать порты. В остальном устройство не требует внешнего вмешательства.

Хороший прибор, справляется с многими машинами. VAG KKL позволяет удивительно точно проверить параметры работы ДВС, электронных узлов. Стоимость комплекта не сравняется с дилерским оборудованием, а функций полностью хватает.

12. Полезные видео по применению адаптера

Заключение и выводы

K-Line приборы пользуются популярностью не только в гаражных мастерах, но и в профессиональных ремонтников. Это простой аппарат, имеющий достаточный арсенал функций и не требующий специального оборудования.

АВТОР МАТЕРИАЛА:

Илья Васильев
Автор сайта / Диагност

Автор

Автор всех статей на сайте. 7-ми летний опыт в автодиагностике и ремонте авто любой сложности и любых марок. Увлекаюсь программированием, чип-тюнингом.

Публикую статьи с обзорами диагностического оборудования, делюсь опытом, программами и инструкциями.

Контакты для связи:

Почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Бортожурнал на DRIVE2.RU: Перейти

Канал на Яндекс.Дзен: Перейти

Группа ВКонтакте: Перейти

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ САЙТ:
ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И ОБЗОРЫ НА ЭТУ ТЕМУ:

60058 4.63
05-05-2018 Илья Васильев
64 комментариев

18427 4.89
08-07-2019 Илья Васильев
5 комментариев

15202 4.78
08-02-2018 Илья Васильев
6 комментариев

9559 4.46
02-01-2019 Илья Васильев
10 комментариев

8831 5.00
16-07-2018 Илья Васильев
2 комментариев

8124 4.50
25-01-2019 Илья Васильев
6 комментариев

7068 4.91
19-05-2018 Илья Васильев
2 комментариев

6837 5.00
06-10-2018 Илья Васильев
2 комментариев

5858 4.69
08-12-2018 Илья Васильев
10 комментариев

5668 4.50
09-01-2019 Илья Васильев
2 комментариев

scan tool pro

scan tool pro


Задайте вопрос или оставьте своё мнение:

1000 Осталось символов


Mazarine
Ох, спасибо огромное за статью! Всё так понятно и довольно-таки подробно расписано. Очень помогла в выборе K-LINE адаптера, хотя особо и не разбираюсь во всём этом! Очень полезная статья, написана понятно для всех
Сергей
Подробно объяснили про K-Line, а то их сейчас много, прут из Китая, а что и с чем едят не понятно. Про Bluetooth K-Line не слышал. Заинтересовало.
Максим
Отлично находит проблемы в работе двигателя внутреннего сгорания с инжекторным впрыском топлива.