Содержание:
Время прочтения
Сложность материала:
- Для любителей - 3 из 5
Компьютерная диагностика модельного ряда Kia Rio позволяет выявить дефекты, связанные с двигателем, трансмиссией (АКПП), салонной электроникой и другими узлами. Процедура точно определяет места неисправностей, что поможет мастеру оперативно устранить дефект.
Линейки Rio 1-3 имеют небольшие отличия по компоновке электронных систем. Для автомобилей разных генераций используются свои методы определения неисправностей. Но по большей части, компьютерный сервис Rio не отличается от других автомобилей.
Приведем пример особенностей:
- Kia Rio генерации 1G имеет 20 контактный OBD разъем, для которого необходим переходник (OBD16, K-line 20 to 16);
- часть моделей после 1996 года оснащена стандартным OBD2 разъемом на 16 pin;
- в некоторых вариантах комплектации Kia присутствуют разъемы OBD типа А и В.
В последнем случае обе колодки идентичны, различие только в направляющих центральных пазах.
Данная инструкция подробно описывает процесс считывания данных с ЭБУ «KIA Rio». Статья так же содержит рекомендации: какой сканер или адаптер, а так же программу выбрать для диагностики. В статье имеются полезные ссылки на более подробные инструкции и обзоры диагностического оборудования.
1. Способы выполнения диагностики на Киа Рио
Автомобиль поддерживает два типа сервиса электронных цепей:
Внимание:
Во втором случае анализ более комплексный и позволяет выявить сложные неисправности систем управления. Дополнительно, пользователь сможет проанализировать работы отдельных компонентов в режиме реального времени.
2. Особенности и марки ЭБУ установленные на KIA RIO
Прежде чем рассматривать процесс и особенности диагностики, ознакомьтесь с таблицей по применяемым ЭБУ в зависимости от двигателя, а так же возможности диагностических блоков. Автомобиль оснащается следующими модулями управления:
Модели Rio первых генерация оснащались старыми версиями блоков управления Bosch. На замену им пришли обновленные версии Kefico (применялись для бензиновых двигателей G4EE и схожих). Некоторые примеры электронных блоков:
- A3D;
- A5D;
- S6D;
- Siemens SIM2K-141 и другие.
Старые образцы оснащались 20-пиновой сервисной колодкой. В младших моделях производитель перешел на стандартные типы колодок.
ЭБУ новых моделей KIA: BOSCH MEG17.9.21, Bosch M(G)7.9.8, Siemens SIMK43-41,31, DELPHI MT38 и другие. Модули управления подбираются в соответствии с объемом двигателя, комплектацией автомобиля.
Модель | ЭБУ | Возможности диагностики | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Коды ошибок | Параметры системы | Иммобилайзер | Адаптация датчиков | Идентификация | ||
Rio I-III генерация | BOSCH ME17.9.11 BOSCH ME17.9.12 BOSCH ME17.9.13 BOSCH ME17.9.21 BOSCH MEG17.9.11 BOSCH MEG17.9.12 BOSCH MEG17.9.13 BOSCH MEG17.9.21 Siemens SIM2K-141 Siemens SIM2K-241 Siemens SIM2K-341 Bosch M(E)7.9.7 SIMK41(43) DELPHI MT38 |
+ | + | + | только для: Bosch M(E)7.9.7 ME17.9.13-21 Siemens SIM2K-341 |
+ |
Расположение ЭБУ у KIA Rio:
Kia Rio разных генераций имеют схожую компоновку блоков управления. На большинстве автомобилей модуль находится в подкапотном пространстве. Крепление - за аккумуляторной батареей. В зависимости от года выпуска изменялось только расположение блока управления в подкапотном отсеке. На ранних моделях автомобилей допускалось размещение ЭБУ вдоль стакана стойки.
Колодка проводов подходит с верхней стороны ЭБУ. Фиксируется защелкой.
Чип-тюнинг и прошивка Rio:
Прошивка блоков управления необходима в следующих случаях:
- обновление версии программного обеспечения;
- восстановление ЭБУ после серьезного сбоя прошивки.
Запись программного ядра выполняется через программаторы. ПО записывается в специальную ячейку памяти ПЗУ.
Чип-тюнинг – отдельная процедура обновления ПО. Применяется в случаях, когда необходимо форсировать двигатель для большей мощностной отдачи. Чип тюнинг выполняется аналогичным способом (запись ПО в память ЭБУ), но прошивка используется специальная.
3. Способы диагностики ЭБУ и ошибок. Прошивка ЭБУ KIA Rio через OBD2
Существует два основных варианта сервиса:
Автомобиль Kia Rio поддерживает только частичную самодиагностику бортовых систем. Для этого необходимо:
- Замкнуть соответствующие контакты OBD разъема: для 20 пиновой колодки - 12 и 19; 16 пиновая - 4,9.
- Включить зажигание (двигатель не запускать).
- Индикатор CHECK начнет отображение ошибок. Длинная вспышка означает десятые, короткая – единицы. Пример: ошибка 25 выглядит, как 2 долгих сигнала и 5 коротких.
После подсчета необходимо определить код по таблице и выявить неисправный узел.
Выполнить опрос ЭБУ, а также памяти модуля, можно сканерами или адаптерами. Эти устройства позволяют провести более глубокий анализ состояния систем управления. С их помощью можно отследить периодичность повторения ошибок, выполнить анализ работы двигателя в режиме реального времени.
Приборы подключаются через сервисную колодку автомобиля. Через разъем происходит сбор информации, а также опрос отдельных модулей. Сканер переводит транслируемые пакеты данных в понятный для ПО вид.
Внутренняя программа ЭБУ заменяется в ходе выполнения прошивки программаторами. Для KiaRio подходят такие модели приборов, как Alientech, PCM flash (программное обеспечение для чтения ядра), PicKit3.
Для прошивки потребуются:
- ноутбук;
- ПО для закачивания дампа;
- новая прошивка.
Чип ПО подготавливается отдельно. Его главное отличие - модернизированная таблица калибровок.
Процесс прошивки проходит в автоматическом режиме, участие пользователя на период записи памяти не требуется. Перед началом обновления, необходимо проверить уровень заряда аккумуляторной батареи, а также сеть программатора. Любые проблемы с питанием могут привести к полной неработоспособности ЭБУ и автомобиля в целом.
4. Инструкция по диагностике KIA Rio своими руками с помощью ноутбука или смартфон через OBD2 разъём
1 шаг
Определить, где находится OBD разъем
Изучить данный вопрос можно в статье: "Расположение диагностического разъема у Kia Rio"
1 шаг
2 шаг
Определить какой автосканер подойдет для автомобиля
Подбор сканера (адаптера) для Киа Рио зависит от модели ЭБУ, а так же нужд диагноста / автовладельца.
Для подбора диагностического оборудования воспользуйтесь калькулятором: "Подбор сканера для Киа Рио".
Для определения типа OBD2 протокола и поддерживаемых вашим авто режимов диагностики можно на странице: "Режимы диагностики и протоколы автомобилей KIA".
3 шаг
Скачать диагностическую программу для сканера
Для диагностического адаптера необходим софт, который устанавливается на ноутбук или смартфон/планшет. Для автосканеров со своей програмной оболочкой и дисплеем софт не потребуется.
Для подбора программы для адаптера перейдите в раздел: "Программы"
3 шаг
4 шаг
Воспользоваться инструкцией и провести диагностику
При покупке адаптера инструкции поставляются в комплекте. Более подробные инструкции по диагностическим автосканерам и описание их работы размещены в разделе: "Обзоры OBD2 автосканеров"
5 шаг
Определить ошибки и расшифровать их
Коды ошибок и их расшифровка выводятся в интерфейсе программы сканера. Так же можно изучить полную базу ошибок для вашего автомобиля в разделе: "OBD2 коды ошибок Рено Меган"
5 шаг
6 шаг
Сделать ремонт согласно расшифровке ошибки
Производится ремонт узла согласно расшифровке ошибки (проблемы) или обратиться в автосервис для устранения той или иной неисправности.
7 шаг
Проверить ошибки повторно
7 шаг
Scan Tool Pro - бюджетный мультисканер для Kia Rio 1, 2, 3
Хороший выбор для начинающего диагноста
Сейчас в продаже имеются модели сканеров с различными версиями прошивок и чипов. Scan Tool Pro с прошивкой 2022 - пока что самая стабильная версия, а так же имеет максимальную совместимость с автомобилями с 1996 года выпуска в том числе с Kia Rio.
По ссылке указанной справа можно ознакомиться со сканером для автодиагностики "Scan Tool Pro". Это сайт официального дилера, который дает гарантию 12 месяцев.
Удачной диагностики!
5. Частые вопросы по автодиагностике Kia через компьютер или смартфон
Рассмотрим наиболее популярные вопросы, связанные с диагностикой семейства Rio.
Подходящие адаптеры, кабели и программы для сервиса
Блок управления | Шина обмена | Кабели | Сканеры | Адаптеры | ПО |
---|---|---|---|---|---|
BOSCH | CAN ISO 9141 |
Переходник OBD 2 - KIA 20 pin | CDP Launch CReader AutelMaxiDas DS708 Launch X431 Pro |
ELM327 GM Tech 2 HYUNDAI & KIA GDS VCI Сканматик OBD2 |
TorquePro (совместно с KIA Adv) CASCADE 0.9.3 ScanMaster ELM Open OBD-II FORScan PROScan |
Siemens | |||||
Bosch M(E) | |||||
SIMK41(43) | |||||
DELPHI MT38 | CAN |
Важно:
Используя адаптер ELM327, рекомендуем выбирать прибор с версией главного чипа 1.5. Ревизии 2.1 и другие имеют проблемы с коммутацией с блоками ЭБУ Kia.
Для сканеров на ELM 327 рекомендована ревизия чипа 1.5, например Scan Tool Pro.
- Читать статью: Отличия ELM 327 2.1 от 1.5ELM 327 2.1 от 1.5
Автомобили Kia серии Rio оснащаются разными колодками OBD. Для моделей старших годов выпуска применяется разъем 20 пин. В таких ситуациях необходимо применять переходной кабель OBD2 to 16 pin или подходящий K-Line.
Генерации Rio, начиная с 2006 годов, выпускаются со стандартным разъемом OBD. Такие колодки не требуют переходных кабелей и диагностируются классическим способом.
Подходящие сканеры
Линейка Rio совместимы со следующими типами сканеров (оборудование с интегрированным дисплеем и внутренним ПО):
- CDP Launch CReader–мультимарочный прибор, предназначенный для коммутации с разными протоколами ЭБУ. Поддерживают высокоскоростные шины CAN. Оснащен встроенным дисплеем.
- AutelMaxiDas DS708 – профессиональный прибор для сканирования разных марок автомобилей, включая Киа. Сканер имеет базу специфичных, заводских кодово неисправностей.
- Сканматик OBD2 – популярный прибор для анализа электроники автомобилей. Поддерживает режим глубокого сканирования узлов.
- CarmanScan VG+ - еще одна модель для профессионального использования. Поддерживает большинство известных ЭБУ. Имеет расширенный диапазон сканирования. Позволяет оценить моментальные значения параметров двигателя.
Отдельно стоит упомянуть дилерский сканер HYUNDAI & KIA GDS VCI. Прибор заточен под работу с автомобилями этих марок. Обеспечивает полноценный анализ работы электронных компонентов.
Особенности профессиональной углубленной диагностики
Комплексное сканирование автомобиля Киа можно разделить на несколько групп:
- выявление повторяющихся ошибок;
- определение неисправностей, имеющих спонтанный характер;
- анализ текущих параметров работы двигателя.
Для профессиональной диагностики необходимо использовать мультимарочные сканеры или дилерский GDS VCI. Такой метод анализа позволяет определить наиболее сложные неисправности, не подпадающие под разряд стандартных.
Профессиональная диагностика дает возможность проанализировать работу самой информационной шины. Простые методы сканирования не позволяют определить такой класс ошибок.
Особенности поверхностной диагностики - ошибки, удаление
Базовый сервис автомобиля необходим для определения стандартных причин неисправностей. Под поверхностной диагностикой подразумевают:
- выявление классических ошибок, описанных в таблице производителя;
- удаление кодов из ПЗУ, очистка постоянного буфера;
- проверка отдельных узлов на работоспособность;
- анализ параметров двигателя, качества смесеобразования и других характеристик.
Примечание:
Пример поверхностного осмотра - связка адаптера ELM327 и программы TorquePro. Для Киа Рио используется специальный набор инструкций KIA Adv. Это расширение для классического ПО, позволяющее согласовать информацию из ЭБУ, дополнить диагностику рядом датчиков.
Считывание показаний с датчиков через Torque
Оптимальным способом является сканирование с использованием программы Torque в связке с KIA Adv. Для этого необходимо:
- Запускаем Torque PRO и убеждаемся, что в главном меню появилась иконка Kia Advanced, жмем на нее
- Переходим в Car Model
- Ищем своё авто, например RIO, двигатель GAMMA
- Возвращаемся в главное меню и переходим в настройки Torque
Настройки Torque PRO
Во вкладке плагинов:
- Cтавим галочку на полный доступ плагинов;
- В установленных плагинах убеждаемся про наличие Kia Advanced.
Во вкладке дополнительных PIDs/Sensors:
- В контекстном меню добавляем готовый набор сенсоров (Predefined);
- Выбираем нашу машину (текст тот-же как мы выбирали в Kia Advanced);
- Далее мы увидим готовый набор сенсоров;
- Возвращаемся в настройки Torque и настраиваем величины, указываем наш адаптер, темы оформления и прочее под себя любимого.
Настройка профиля автомобиля:
- В главном меню Torque в контекстном меню жмем профиль авто;
- Добавить > Настраиваем под свой авто.
Диагностика двигателя Киа Рио своими руками через OBD2
Приведем список базовых параметров сканирования:
- обороты двигателя;
- положение коленчатого вала;
- положение распредвалов (впуск, выпуск);
- показания датчика массового расхода воздуха;
- значение ДМРВ;
- напряжение бортовой сети;
- MAP Sensor - абсолютное давление;
- положение педали акселератора (для моделей с электронным приводом);
- значение лямбда-зонда;
- температура двигателя, воздуха;
- статус магнитной муфты кондиционера;
- коррекция впрыска (по цилиндрах);
- давление турбины (дизельные двигатели);
- показатель пропусков зажигания, детонация;
- скорость автомобиля;
- положение клапана EGR и другие.
Отдельно можно прочитать заводские калибровочные параметры, VIN код. Сканирование показателей осуществляется в режиме реального времени. Динамику изменений значений можно проследить на графиках отдельных систем.
6. Особенности и отличия диагностики Rio 1,2,3,4 поколения
Важные особенности:
- Большая часть автомобилей имеет одинаковое размещение диагностического разъема – со стороны блока предохранителей. Но на отдельных моделях встречается нестандартная компоновка – колодка расположена под рулевой колонкой, с правой стороны возле туннеля.
- Kia Rio старших годов выпуска (до 2000) полноценно не работают с популярными адаптерами, типа ELM327. Для таких автомобилей необходимо применять отдельные сканеры.
- На Kia Rio последних генераций, сервис ABS и связанных с ним модулей выполняется отдельно, через блок управления этой системой.
В остальном, процесс сервиса одинаков для всех моделей Rio.
Видео по теме:
Илья Васильев
Автор сайта / Диагност
Автор всех статей на сайте. 7-ми летний опыт в автодиагностике и ремонте авто любой сложности и любых марок. Увлекаюсь программированием, чип-тюнингом.
Публикую статьи с обзорами диагностического оборудования, делюсь опытом, программами и инструкциями.