Содержание:
Время прочтения
Сложность материала:
- Для профи - 4 из 5
Диагностика модельной ряда Skoda Oktavia позволяет выявить ряд неисправностей с двигателем, салонной электроникой и системами безопасности. Компьютерный сервис не только выявит определенный тип проблем, но и позволит локализовать дефект.
Октавия линейки ТУР, А5 и А6 имеют незначительные различия в бортовой электронике. Узлы в этих моделях диагностируются одинаково, что позволяет использовать одинаковые методы и приборы для сервиса.
Приведем ряд особенностей при обслуживании этих моделей:
- двигатели Шкода оснащались классической, автоматической, а также DSG коробками передач, что необходимо знать при проведении диагностики этих узлов;
- в более ранних моделях применен специальный разъем VAG 24;
- версии Шкода после 1994 года оснащены стандартным OBD 2 разъем.
Принцип диагностики моделей ТУР, А5 и А6 остается неизменным.
1. Способы выполнения диагностики Octavia
На автомобилях Octavia представленной серии допускается только сервис внешними сервисными приборами. Вывод информации на табло осуществляется через сигнальные индикаторы конкретных узлов. Коды ошибок, вспышки индикаторов типа CHECK и другие варианты оповещений отсутствуют.
Внимание:
Отдельно допускается самодиагностика системы бортового климат контроля. При этом опрашивается только этот модуль, отдельные электронные компоненты не затрагиваются.
ЭБУ Октавия ТУР, А5, А7
Режим работы | Тип протокола VAG | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
KWP-1281 | KWP-2000 | CAN | CAN TP 1.6 KWP-1281 | CAN TP 1.6 KWP-2000 | UDS | |
Коды ошибок | + | + | + | + | + | - |
Сервис ИМ | - | - | - | |||
Параметры | + | + | + | |||
Индивидуальное чтение значений | - | - | - | |||
Результаты тестов OBD-II | - | - | - | |||
Перекодировка | - | - | - | |||
Адаптация датчиков | - | - | - | |||
Вход в ЭБУ | - | - | - | |||
Сброс SRI | - | - | - | |||
Отдельные настройки | - | - | - |
Расположение ЭБУ
Место расположения электронного блока управления этой серии Skoda достаточно специфичное. Модуль находится под полкой короба воздухозаборника, со стороны двигательного отсека. С этим связано много проблем владельцев, которые пытались самостоятельно добраться до ЭБУ.
Для начала необходимо отсоединить клеммы АКБ. Затем аккуратно поддеть и снять крышку воздухоприемника. Аккуратно: на пластике присутствуют «ушка», которые легко оторвать при чрезмерном усилии.
Следующие марки ЭБУ применены в Шкода:
- Bosch MED17.5;
- Bosch MED17.5.21;
- Bosch MED17.5.25;
- Bosch MED17.5.26;
- Bosch MED17.5.5.
В автомобилях Tour, A5, A7 применены ЭБУ марки Bosch. 17.5.26 применяется на двигателях 1.6 с механической и автоматической трансмиссией. Тип блоков 17.5.25 используется только с коробками, типами DSG. 17.5.21 установлен на двигателях 1.4 литра.
Чип тюнинг, прошивка блока управления
Процедура прошивки относится к специальным операциям, связанным с вмешательством во внутреннее устройство ЭБУ. Представляет собой замену операционного ядра, отвечающего за управление двигателем и другими системами автомобиля.
Процедура выполняется в трех случаях:
- замена старой прошивки (которой часто грешат VAG блоки) на обновленную версию;
- серьезное повреждение программной части;
- искусственная оптимизация параметров автомобиля - чип-тюнинг.
В последнем случае допускается увеличение мощностных характеристик или наоборот - снижение расхода топлива за счет доработанной карты впрыска. Чип-тюнинг выполняется аналогично классической прошивке, при помощи программаторов.
2. Способы диагностики ЭБУ. Прошивка через OBD2
Напомним:
Не существует метода самостоятельного сервиса базовых узлов через приборную панель. Вся информация о текущих ошибках выводится в виде сигнальных индикаторов. Более глубокие сведение требуют наличия GFS протокола, что подразумевает подключение через отдельный прибор.
Отдельно допускается чтение памяти ПЗУ электронного блока управления через систему Climatronic. Для этого:
- выключить зажигание автомобиля;
- одновременно зажать клавиши ECON и Рециркуляция на 3 секунды;
- удерживая кнопки включить зажигание.
Процесс опроса памяти начинается автоматически. По окончании процесса, на дисплее климат-контроля выводится количество найденных ошибок, а также их сервисные коды.
Автомобильные сканеры позволяет произвести более детальное сканирование узлов, включая параметры в реальном времени работы автомобиля. Дополнительно, внешние устройства определят неисправности систем безопасности, комфорта, салонных элементов и мультимедиа. На более ранних моделях Skoda возможности считывания ограничены.
Сканеры и адаптеры синхронизируют работы ЭБУ и внешнего диагностического ПО. Они позволяют выявить нетипичные проблемы, имеющие непостоянные характер, что невозможно сделать при традиционном сервисе. Подключение осуществляется через разъем OBD или OBD2.
Процесс обновления ядра ПО модулей VAG достаточно комплексный, но выполнимый. ЭБУ, установленные на автомобилях Skoda семейства Tour, A5 и A7 программируются сервисным ПО ODIS Service и ODIS Engineering.
Для обновления прошивки необходимо:
- ноутбук с ОС Windows;
- программное обеспечение ODIS;
- файл прошивки;
- кабель для соединения с ЭБУ Шкода.
Подойдет прибор, типа VAS 5054A. Аналогичным прибором может выступить прибор «Вася Диагност». Процедура обновления в обоих случаях достаточно схож.
Процесс обновления полностью автоматический. Единственное условие – наличие дампа в корневой папке ODIS. Важное условие: наличие постоянного питания для ноутбука и штатного АКБ автомобиля. Любая неисправность сети может привести к полному отказу ЭБУ.
3. Инструкция по диагностике Skoda Octavia своими руками с помощью ноутбука или смартфон через OBD2 разъём
1 шаг
Определить, где находится OBD разъем
Изучить данный вопрос можно в статье: "Расположение диагностического разъема у Skoda Octavia"
1 шаг
2 шаг
Определить какой автосканер подойдет для автомобиля
Подбор сканера (адаптера) для Шкода Октавия зависит от модели ЭБУ, а так же нужд диагноста / автовладельца.
Для подбора диагностического оборудования воспользуйтесь калькулятором: "Подбор сканера для Шкода Октавия".
Для определения типа OBD2 протокола и поддерживаемых вашим авто режимов диагностики можно на странице: "Режимы диагностики и протоколы автомобилей Skoda".
3 шаг
Скачать диагностическую программу для сканера
Для диагностического адаптера необходим софт, который устанавливается на ноутбук или смартфон/планшет. Для автосканеров со своей програмной оболочкой и дисплеем софт не потребуется.
Для подбора программы для адаптера перейдите в раздел: "Программы"
3 шаг
4 шаг
Воспользоваться инструкцией и провести диагностику
При покупке адаптера инструкции поставляются в комплекте. Более подробные инструкции по диагностическим автосканерам и описание их работы размещены в разделе: "Обзоры OBD2 автосканеров"
5 шаг
Определить ошибки и расшифровать их
Коды ошибок и их расшифровка выводятся в интерфейсе программы сканера. Так же можно изучить полную базу ошибок для вашего автомобиля в разделе: "OBD2 коды ошибок Шкода Октавия"
5 шаг
6 шаг
Сделать ремонт согласно расшифровке ошибки
Производится ремонт узла согласно расшифровке ошибки (проблемы) или обратиться в автосервис для устранения той или иной неисправности.
7 шаг
Проверить ошибки повторно
7 шаг
Scan Tool Pro - бюджетный мультисканер для Skoda Octavia
Хороший выбор для начинающего диагноста
Сейчас в продаже имеются модели сканеров с различными версиями прошивок и чипов. Scan Tool Pro с прошивкой 2022 - пока что самая стабильная версия, а так же имеет максимальную совместимость с автомобилями с 1996 года выпуска в том числе с Skoda Octavia.
По ссылке указанной справа можно ознакомиться со сканером для автодиагностики "Scan Tool Pro". Это сайт официального дилера, который дает гарантию 12 месяцев.
Удачной диагностики!
4. Частые вопросы по автодиагностике через компьютер или смартфон
Рассмотрим популярные вопросы.
Диагностика ошибок, их расшифровка
Первый сервисный номер начинается с 0000. Это означает отсуствие ошибок в ПЗУ или повторный круг опроса (при санировании Climatronic).
Спецификация неисправностей соотносится со стандартом VAG. По аналогии воспроизводятся коды в варианте OBD. Начальное значение - 16394 или P0010 (OBD).
Пример:
Неисправность | Расшифровка | |
---|---|---|
VAG | OBD | |
16394 | P0010 | Неисправность ГРМ |
16395 | P0011 | Поздняя фаза распредвала |
16396 | P0012 | Ранняя фаза распредвала |
16397 | P0013 | Неисправность регулятора ГРМ |
16414 | P0030 | Дефект лямбда - обрыв подогрева |
По аналогичному принципу производится расшифровка неисправностей, согласно каталогу ошибок VAG.
Подходящие адаптеры, кабели и программы для сервиса
Блок управления | Шина обмена | Кабели | Сканер | Адаптеры | ПО |
---|---|---|---|---|---|
Bosch MED17.5 MED17.5.21 MED17.5.25 MED17.5.26 MED17.5.5 |
KWP-2000 CAN |
До 1994 года - 2-х контактный VAG 24 OBD 2 - 24 |
U281 CAN VW-AUDI Autel MaxScan VAG405 SUPER VAG K + CAN 2.0 VAG DASH K + CAN V4.22 (программатор) Launch CReader VI (CReader 6) |
ELM327 Vag COM 409.1 (CH340) Vag COM COM-порт |
Torque Pro (PID VAG) ODIS VAG Tool 2.0.9 VDS-PRO ELSA 5.2 VW ETKA Carista OBD2 |
Важно:
Используя адаптеры, типа VAG COM VCDS, необходимо использовать версии не ниже 11.3. Это гарантирует стабильную работу устройства, успешное подключение к блоку. При работе с адаптером ELM327 рекомендуется использовать версию 1.5.
- Читать статью: Отличия ELM 327 2.1 от 1.5ELM 327 2.1 от 1.5
Подходящие сканеры (со своим дисплеем и ПО)
Шкода ТУР, А5 и А7 совместимы со следующими сканерами:
- U281 CAN VW-AUDI – автономный прибор для определения неисправностей автомобилей концерна VAG;
- Autel MaxScan VAG405 – сканер с интегрированным дисплеем и расширенной базой поддерживаемых ЭБУ;
- SUPER VAG K + CAN 2.0 – мультифункциональный прибор для управления модулем иммобилайзера и другими электронными узлами;
- Bosch KTS 540 – мультимарочный сканер, заточенный под работу с блоками управления семейства BOSCH.
Отдельно стоит упомянуть дилерский сканер VAG. Прибор позволяет произвести полный сервис семейства Шкода, определить нетипичные ошибки.
Особенности профессиональной углубленной диагностики
Детальная диагностика узлов Шкода позволяет:
- определить любые категории неисправностей;
- произвести сканирование показателей работы двигателя;
- выявить непостоянные ошибки;
- выполнить мониторинг работы ДВС в режиме реального времени.
Глубокую диагностику семейства Шкода ТУР, А5, А7 выполняют мультимарочными сканерами, а также дилерским оборудованием VAG.
Особенности поверхностной диагностики – ошибки и удаление
Поверхностную диагностику рекомендуется выполнять владельцам автомобиля Skoda регулярного обслуживания и мониторинга состояния транспортного средства. Операция выполняется (в большинстве случаев) при помощи штатной установки Climatronic.
Диагностика позволяет:
- выявить постоянные коды ошибок;
- очистить память ПЗУ ЭБУ;
- диагностировать неисправность на конкретных узлах автомобиля.
Примечание:
Отдельным примером является сервис при помощи ELM327 или VAG-COM адаптеров. Устройства успешно работают с блоками Шкода предоставляя полноценную картину состояния автомобиля. Связка с Torque PRO или Car Scanner расширяет границы диагностики, при этом доступна на любом смарт-устройстве.
Считывание показаний с датчиков – как сделать проще всего
Для владельцев Шкода Октавия разных модификаций оптимальной будет связка сервисного ПО Torque и адаптера ELM327. Она позволит определить режимы работы мотора, качество смесеобразования и другие параметры.
Для этого необходимо:
- установить ПО на смартфон, планшет;
- подключить ELM к диагностическому разъему;
- выполнить подключение через Bluetooth;
- считать показатели.
Сервис через Torque достаточно информативна для владельцев. Программа поддерживает разные сервисные режимы, корректно отображает входящую информацию.
Диагностика двигателя своими руками через OBD2
Доступные для сервиса параметры Skoda Tour, A5, A7:
- синхронизация валов;
- положение КВ;
- момент открытия клапанов (некоторые модели);
- положение РВ;
- момент впуска;
- текущие обороты двигателя;
- показатель датчика массового расхода воздуха;
- абсолютное давление в коллекторе (соотношение);
- лямбда-зонд;
- коррекция значения активации инжекторов;
- температура двигателя;
- бортовая сеть;
- статус кондиционера;
- положение блокиратора дифференциала (полноприводные варианты);
- текущая скорость;
- обороты ДВС;
- селектора коробки (DSG);
- коррекция EGR;
- температура воздуха (окружающий, впускной).
ЭБУ BOSCH поддерживает чтение калибровочных значений, сервисных и VIN-кодов.
Важно:
Есть сведения от владельцев, что Bosch MED17.5, MED17.5.21 и MED17.5.26 отличаются нестабильной работой программного ядра и требуют перепрошивки для корректного использования автомобиля.
5. Особенности и отличия диагностики Skoda Tour, A5, A7
Отличия этих моделей минимальны. Некоторые особенности:
- для автомобилей с КПП типа DSG необходимо свое корректное программное обеспечение - в противном случае сервис коробки невозможен;
- адаптер VCDS для модели А5 - версия 11.3 и выше;
- прошивку блоков рекомендуется выполнять через ODIS независимо от ЭБУ;
- сканер VAS PC предназначен для глубокой настройки блоков управления Skoda BOSCH последних поколений.
Более старые автомобили коммутируются с любым адаптером типа CAN или KWP, но объем считываемой информации ограничен.
Видео по теме:
Илья Васильев
Автор сайта / Диагност
Автор всех статей на сайте. 7-ми летний опыт в автодиагностике и ремонте авто любой сложности и любых марок. Увлекаюсь программированием, чип-тюнингом.
Публикую статьи с обзорами диагностического оборудования, делюсь опытом, программами и инструкциями.